18 мая 2022 г. в Научно-исследовательском институте национального образования Удмуртской Республики состоялся Межрегиональный научно-практический семинар «Обновление содержания учебных предметов «Родной (удмуртский) язык», «Литературное чтение на родном (удмуртском) языке» и «Родная (удмуртская) литература» в соответствии с ФГОС начального и основного общего образования».
Мероприятие объединило более 170 учителей начальных классов, учителей удмуртского языка и литературы, методистов из 5 субъектов РФ (Республики Удмуртия, Татарстан, Башкортостан, Марий-Эл, Московская область).
На открытии семинара с приветственным словом выступили первый заместитель министра образования и науки УР Ирина Геннадьевна Крохина и директор Научно-исследовательского института национального образования Надежда Ивановна Ураськина. В своем выступлении И.Г. Крохина подчеркнула важность сохранения количества часов, заложенного в примерных рабочих программах и содержании современных УМК по удмуртскому языку и литературе, акцентировала внимание на приоритетном выборе шестидневной учебной недели для получения качественного образования и достижения результатов обновленных ФГОС. Ирина Геннадьевна отметила, что до начала нового учебного года планируется внесение изменений во ФГОС, касающиеся корректировки максимального объема учебной нагрузки в соответствии с требованиями СанПин.
В содержательной части семинара были представлены доклады по структуре и содержанию обновленных примерных рабочих программ по учебным предметам «Родной (удмуртский) язык», «Литературное чтение на родном (удмуртском) языке» и «Родная (удмуртская) литература». Авторы данных программ заострили внимание на сохранении количества часов, предусмотренного прежними программами (4 часа на предметную область «Родной язык и родная литература»), что продиктовано требованиями ФГОС к предметным результатам.
Основные направления обновления содержательной части примерных рабочих программ заключаются в конкретизации и детализации планируемых образовательных результатов, в тесной взаимосвязи обучения и воспитания, во включении задач формирования функциональной грамотности обучающихся.
Примерные рабочие программы учебных предметов «Родной (удмуртский) язык» и «Литературное чтение на родном (удмуртском) языке» для уровня начального общего образования на данный момент проходят экспертизу в целях включения в федеральный реестр примерных программ (https://fgosreestr.ru/).
Резюмируя итоги семинара, Надежда Ивановна отметила важность решения образовательных задач по изучению родного (удмуртского) языка и родной (удмуртской) литературы для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС начального общего и основного общего образования.