Байтерякова Юлия Тихоновна
Старший научный сотрудник
Отличник народного просвещения
Заслуженный работник народного образования УР (2007 г.)
Лауреат Государственной премии Удмуртской Республики в области литературы, искусства и образования (2015 г.)
Направление деятельности: Научно-методические основы и механизмы реализации требований ФГОС начального и основного общего образования при обучении родному (удмуртскому) языку.
Байтерякова Ю.Т. – автор программ по удмуртскому языку для 1-4 классов:
Примерная рабочая программа по учебному предмету «Родной (удмуртский) язык» для уровня начального общего образования. Разработчики: Байтерякова Ю.Т., Байкузина Н.С., Парамонова Н.Л..
Байтерякова Ю.Т. – автор учебников по удмуртскому языку:
• Удмурт кыл. 2-тӥ класслы. (Удмуртский язык: Учебник для 2 класса. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2002. 200 с.: ил.
2-тӥ класслы удмурт кылъя учебник кылдытэмын азинскытӥсь дышетон амалъёсты лыдэ басьтыса. Удмурт кыллэсь грамматиказэ дышетэм юрттэ пиналъёсты котыр ласянь азинскытыны, вераськон кылзэс волятыны но радъяны, малпаськон радзэс юнматыны, урокын валаса ужаны, удмурт кылэз дышетонлы тунсыксэс будэтыны, шонер гожъяськыны.
Учебник реализует содержание программы, и в каждом классе весь учебный материал представлен тремя большими разделами: «Речь. Текст», «Предложение», «Слово». Слово изучается с точки зрения семантики, фонетики, морфемики, частей речи). В учебнике большое место занимает фонетика и графика, создаётся основа знаний по синтаксису, изучаются признаки текста. В нём заложена определённая система упражнений по формированию у детей грамматических понятий: они усваиваются осознанно, индуктивным методом путём наблюдения, анализа и синтеза. В системе даются задания, способствующие формированию учебной деятельности учащихся. В соответствии со структурой учебной деятельности включены упражнения, способствующие: постановке учебной задачи или проблемы, подведению учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового материала, формулированию необходимых выводов, правил; применению полученных теоретических знаний для решения практических задач; формированию учебного действия самоконтроля и организация самооценки. Подобраны задания, требующие от учащихся самостоятельного поиска, решения проблемы, будящие мысль учеников и обеспечивающие мотивацию учебной деятельности. В учебник введены персонажи: Кылтэчы, Чаклачи, Визьбугор.
• Удмурт кыл. 3-тӥ класслы. (Удмуртский язык: Учебник для 3 класса. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2005. 208 с.: ил.
3-тӥ класслы удмурт кылъя учебник кылдытэмын азинскытӥсь дышетон амалъёсты лыдэ басьтыса. Удмурт кыллэсь грамматиказэ дышетэм юрттэ пиналъёсты котыр ласянь азинскытыны, вераськон кылзэс волятыны но радъяны, малпаськон радзэс юнматыны, урокын валаса ужаны, удмурт кылэз дышетонлы тунсыксэс будэтыны, шонер гожъяськыны.
Учебник соответствует программе удмуртского языка для начальной школы. Рассчитан на 102 часа. Он продолжает курс обучения удмуртскому языку и построен на тех же принципах, что и учебник для 2 класса. Учебник имеет коммуникативно-деятельностную направленность, способствует развитию связной речи учащихся, формированию словесно-логического мышления, становлению у детей учебной деятельности, интереса к изучению удмуртского языка, грамотности. В 3 классе особое внимание уделяется составу слова и предложения, объясняются основные свойства и функции частей речи, изучаются признаки построения текста-повествования и текста-описания.
• Удмурт кыл. 4-тӥ класслы учебник (Удмуртский язык: Учебник для 4класса. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2007. 224 с.: ил.
4-тӥ класслы удмурт кылъя учебник кылдытэмын азинскытӥсь дышетон амалъёсты лыдэ басьтыса. Удмурт кыллэсь грамматиказэ дышетэм юрттэ пиналъёсты котыр ласянь азинскытыны, вераськон кылзэс волятыны но радъяны, малпаськон радзэс юнматыны, урокын валаса ужаны, удмурт кылэз дышетонлы тунсыксэс будэтыны, шонер гожъяськыны.
Учебник соответствует программе удмуртского языка для начальной школы и продолжает курс обучения удмуртскому языку. Рассчитан на 102 часа. Учебник имеет коммуникативно-деятельностную направленность, способствует развитию речи учащихся, формированию логического и творческого мышления, формированию учебной деятельности, интереса к изучению удмуртского языка, грамотности. В 4 классе отражены все темы, затронутые в 3 классе. Основной акцент делается на изучение текста-рассуждения, предложений (простых и сложных, предложений с однородными членами, главных и второстепенных членов предложений), на словоизменение и правописание частей речи.
• Удмурт кыл. 1-тӥ класслы: Удмурт кылын вераськись пиналъёслы учебник. (Удмуртский язык: Учебник для 1 класса. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2012. 64 с.
Учебник составлен в соответствии с требованиями ФГОС, реализует содержание авторской программы обучения удмуртскому языку в 1 классе («Удмурт кылъя но литературной лыдӟиськонъя программа. 1-4 классъёслы» Ижевск, 2011 г.).
По новой программе уроки удмуртского языка предусмотрены в IV четверти учебного года после завершения Букваря. Содержание учебника по объёму рассчитано на 18 часов.
Обучение в 1 классе представляет собой пропедевтический этап начального курса удмуртского языка. Содержание учебника способствует формированию универсальных учебных действий, необходимых для обучения родному языку во 2 классе.
• Удмурт кыл. 2-тӥ класслы: Удмурт кылэз тодӥсь пиналъёслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. (Удмуртский язык: Учебник для 2 класса. На удмуртском языке. В 2-х частях. Ч. 1). Ижевск: Удмуртия, 2013. 96 с.
• Удмурт кыл. 2-тӥ класслы: Удмурт кылэз тодӥсь пиналъёслы учебник. Кык люкетэн. 2-тӥ люкетэз. (Удмуртский язык: Учебник для 2 класса. На удмуртском языке. В 2-х частях. Ч. 2). Ижевск: Удмуртия, 2013. 96 с.
Учебник разработан в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебник издан в двух частях. Он предназначен для обучения удмуртскому языку детей, для которых данный язык является родным.
Ведущей целевой установкой учебника является:
– ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе словесно-логического мышления учащихся; формирование основ учебной деятельности;
– формирование и развитие коммуникативной компетенции: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи; формирование навыков грамотного, безошибочного письма;
– воспитание учеников в духе патриотизма и любви к малой и большой Родине, родному языку; развитие интереса к изучению удмуртского языка.
В зависимости от целевых установок выстроено содержание учебника, основу которого составляют:
– грамматический материал. В соответствии с возрастом в системе изучается фонетика и графика, орфография, лексика, морфология, синтаксис, развитие речи; большое место занимает изучение фонетики и графики удмуртского языка, создаётся основа знаний по синтаксису, изучаются признаки текста;
– текстовый материал. Обучение языку идёт на основе текста. В соответствии с этим в учебники включено большое количество художественных, научно-познавательных, фольклорных текстов; по своему содержанию тексты расширяют знания учащихся о родине, ее природе и людях; способствуют личностному развитию школьников, воспитанию патриотизма, любви и уважения к семье, своему народу, краю, Отечеству, освоению норм и правил поведения;
– материал для наблюдений, сравнений, классификаций, обобщений. В учебниках знания приобретаются детьми в результате собственных усилий, путём анализа и синтеза;
– система вопросов. Разработанная система вопросов и заданий к упражнениям помогает учителю организовать работу с детьми в форме диалога, в совместной познавательной деятельности учить детей рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать;
Развитие речи детей, формирование коммуникативной компетенции – одна из главных целей работы по данному учебнику. В учебнике отдельно продумана система упражнений по развитию речи, включены специальные разделы «Речь, речевое общение», «Текст», предложены темы для проектной деятельности, представлены разные виды мини-словарей: «Орфографический», «Толковый», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов».
Для повышения мотивационного аспекта учебника введены персонажи: Визьбугор (букв. Умница), Кылтэчы (букв. Говорун), Чаклачи (от глагола чакланы – наблюдать), включён занимательный материал (кроссворды, ребусы, загадки).
• Удмурт кыл. 3-тӥ класслы: Удмурт кылэз тодӥсь пиналъёслы учебник. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. (Удмуртский язык: Учебник для 3 класса. На удмуртском языке. В 2-х частях. Ч. 1). Ижевск: Удмуртия, 2014. 96 с.
• Удмурт кыл. 3-тӥ класслы: Удмурт кылэз тодӥсь пиналъёслы учебник. Кык люкетэн. 2-тӥ люкетэз. (Удмуртский язык: Учебник для 3 класса. На удмуртском языке. В 2-х частях. Ч. 2). Ижевск: Удмуртия, 2014. 96 с.
Учебное издание является обновлённым вариантом предыдущего учебника "Удмурт кыл" для 3 класса. Учебник переработан в соответствии с требованиями ФГОС, новой программой по удмуртскому языку «Удмурт кыллы дышетон программа. 1-4 классъёслы» (Ижевск, 2011 г.) и продолжает курс обучения удмуртскому языку в начальной школе. В соответствии с учебным планом содержание учебника рассчитано на 85 часов.
В первой части учебника три раздела: «Текст», Предложение», «Слово» (однокоренные слова, части слова, сложные слова). Во вторую часть включены разделы «Местоимение», «Прилагательное», «Глагол». Структуру учебника составляют такие компоненты, как условные обозначения, шмуцтитулы с требованиями к результатам обучения, уроки по развитию связной речи, материалы для промежуточной проверки планируемых результатов «Проверь и оцени свои достижения», уроки по проектной деятельности «Наши проекты», словарики (орфографический, толковый, словарь синонимов, антонимов, словарь родственных слов), содержание. Дополнительно разработана система вопросов и заданий к упражнениям, помогающих учащимся более осознанно подходить к изучению нового материала, на уроке рассуждать, анализировать, сравнивать; выражать в словах свои наблюдения, делать выводы, самостоятельно формулировать правило, закреплять полученные знания на практике. Определена роль учителя на уроке: она работает в диалоге с детьми. Достаточно много внимания уделяется работе в паре «ученик – ученик».
Содержание учебника в целом, предложенная модель урока, предложенные формы работы на уроке будут способствовать воспитанию у младших школьников желания учиться, приобретать знания в результате собственных усилий, дадут возможность реализовать как предметные, так и метапредметные, и личностные цели обучения.
• Удмурт кыл. 4-тӥ класслы учебной пособие. Кык люкетэн. 1-тӥ люкетэз. (Удмуртский язык. Учебное пособие для 4 класса. В двух частях. Ч. 1). Ижевск: Удмуртия, 2015. 112 бам.
• Удмурт кыл. 4-тӥ класслы учебной пособие. Кык люкетэн. 2-тӥ люкетэз. (Удмуртский язык. Учебное пособие для 4 класса. В двух частях. Ч. 2). Ижевск: Удмуртия, 2015. 144 бам.
Учебное издание является обновлённым вариантом предыдущего учебника «Удмурт кыл» для 4 класса. Учебник переработан в соответствии с требованиями ФГОС, новой программой по удмуртскому языку «Удмурт кыллы дышетон программа. 1–4 классъёслы» (Ижевск, 2011 г.) и продолжает курс обучения удмуртскому языку в начальной школе. В соответствии с учебным планом содержание учебника рассчитано на 85 часов.
В первую часть учебного пособия включены такие основные темы, как «Речь», «Текст», «Предложение». Вторую часть учебного пособия составляют темы «Имя существительное», «Местоимение», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Глагол», «Наречие».
По сравнению с предыдущим учебником, содержание данных пособий существенно переработано. Обновлён текстовый материал, введены новые термины, пересмотрен методический аппарат. Введён новый раздел «Наша речь», представлены словарики (орфографический, толковый, словарь синонимов). Для организации внеклассной работы в рукописи включены разделы «Наши проекты». Содержание пособий носит деятельностный характер и ориентировано на достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
• Удмурт кыл. 10-тӥ класс: Учебной пособие. Инъето уровень (Удмуртский язык. Учебное пособие для 10 класса. Базовый уровень. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2021. 208 бам. (В соавт. с Н.П. Боталовой, Е.С. Рябиной, Н.П. Ямаевой).
• Удмурт кыл. 11-тӥ класс: Учебной пособие. Инъето уровень (Удмуртский язык. Учебное пособие для 11 класса. Базовый уровень. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2021. 106 бам. (В соавт. с Н.П. Боталовой, Л.В. Бусыгиной, Е.С. Рябиной).
Байтерякова Ю. Т. – автор электронных форм учебников:
• Удмурт кыл. 1-тӥ класслы: Удмурт кылын вераськись пиналъёслы электрон учебник / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык: Электронная форма учебника для 1 класса. На удмуртском языке / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной).
• Удмурт кыл. 2-тӥ класслы: Удмурт кылэз тодӥсь пиналъёслы электрон учебник. Кык люкетэн / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык: Электронная форма учебника для 2 класса. На удмуртском языке. В 2-х частях / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной).
• Удмурт кыл. 3-тӥ класслы: Удмурт кылэз тодӥсь пиналъёслы электрон учебник. Кык люкетэн / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык: Электронная форма учебника для 3 класса. На удмуртском языке. В 2-х частях / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной).
• Удмурт кыл. 4-тӥ класслы электрон учебник. Кык люкетэн / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык. Электронная форма учебника для 4 класса. В двух частях / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной).
• Удмурт кыл. 5-тӥ класслы электрон учебник / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык. Электронная форма учебника для 5 класса / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной). (В соавторстве с Широбоковой С.Н.)
• Удмурт кыл. 6-тӥ класслы электрон учебник / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык. Электронная форма учебника для 6 класса / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной). (В соавторстве с Широбоковой С.Н.)
• Удмурт кыл. 7-тӥ класслы электрон учебник / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык. Электронная форма учебника для 7 класса / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной). (В соавторстве с Широбоковой С.Н., Тихоновой Г.С.)
• Удмурт кыл. 8-тӥ класслы электрон учебник / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык. Электронная форма учебника для 8 класса / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной). (В соавторстве с Широбоковой С.Н., Тихоновой Г.С., Тимерхановой Н.Н.)
• Удмурт кыл. 9-тӥ класслы электрон учебник / Огъя редакциез Н. И. Ураськиналэн. (Удмуртский язык. Электронная форма учебника для 9 класса / Под общей редакцией Н. И. Ураськиной). (В соавторстве с Широбоковой С.Н., Тимерхановой Н.Н.)
Байтерякова Ю.Т. – автор методических пособий и контрольно-измерительных материалов по удмуртскому языку для 1-4 классов:
• Удмурт кыллы дышетон программа. 1-4-тӥ классъёслы. (Программа обучения удмуртскому языку. 1-4 классы. На удмуртском языке). Ижевск: электронное издание, 2011.
Программа по удмуртскому языку направлена на воспитание у младших школьников желания самостоятельно думать, анализировать и рассуждать на уроке, приобретать знания в результате собственных усилий. В них ставится цель развития личности ребёнка, его мышления, творческих способностей средствами родного языка, воспитание интереса и любви к родному языку, формирование умения и желания учиться. Развитие коммуникативных умений и навыков предстаёт как самостоятельная задача обучения, решение которой обеспечивается специально организованной системой работы с учащимися над текстом.
• 2-тӥ классын удмурт кылъя урокъёс: Дышетӥсьёслы юрттэт. (Уроки удмуртского языка во 2 классе: Пособие для учителей. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2003. 168 с.
Пособие пыртэмын 2-тӥ классъёсын «Удмурт кыл» учебникъя урок нуыны валэктонъёс.
Методическое пособие адресовано учителям, работающим по учебнику «Удмуртский язык» во 2 классе. Методика обучения удмуртскому языку основана на индуктивном методе, когда новые понятия даются не в форме сообщения, а дети «открывают» их сами в процессе поисковой деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку установленных правил. В пособии подробно описано содержание обучения второклассников удмуртскому языку, определяются его цели и задачи, раскрываются приёмы и методы учебной работы. Даются календарно-тематическое планирование и разработки уроков.
• 3-тӥ классын удмурт кылъя урокъёс: Дышетӥсьёслы юрттэт. (Уроки удмуртского языка в 3 классе: Пособие для учителей. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2006. 144 с. (В соавторстве с Н.П. Векшиной).
Методическое пособие адресовано учителям, работающим по учебнику «Удмуртский язык» в 3 классе. В пособии раскрыты цели и задачи обучения языку, раскрываются особенности структуры и методической системы учебника «Удмуртский язык» для 3 класса, раскрываются формы и методы работы по данному учебнику. Предлагаются тематическое планирование учебного материала, система уроков в табличной форме, разработки некоторых уроков по основным разделам учебника. Кроме того, в пособии размещены образцы проверочных и тестовых работ.
• 4-тӥ классын удмурт кылъя урокъёс: Дышетӥсьёслы юрттэт. (Уроки удмуртского языка в 4 классе: Пособие для учителей. На удмуртском языке). Ижевск: Книгоград, 2011. 166 с. (В соавторстве с Н.П. Векшиной.)
Методическое пособие адресовано учителям, работающим по учебнику «Удмуртский язык» в 4 классе. В пособии раскрыты цели и задачи обучения языку, раскрываются особенности структуры и методической системы учебника «Удмуртский язык» для 4 класса, раскрываются формы и методы работы по данному учебнику. Даётся тематическое планирование учебного материала, система уроков в табличной форме, разработки уроков по разделам учебника. В пособии включены также тестовые работы и тексты для диктантов с грамматическими заданиями.
• Удмурт кыл. 1-тӥ класс: Методикая пособие. (Удмуртский язык. 1 класс: Методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск, 2015. 52 с.
• Удмурт кыл. 2-тӥ класс: Методикая пособие. (Удмуртский язык. 2 класс: Методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск, 2015. 70 с.
• Удмурт кыл. 3-тӥ класс: Методикая пособие. (Удмуртский язык. 3 класс: Методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск, 2015. 84 с.
• Удмурт кыл. 4-тӥ класс: Методикая пособие. (Удмуртский язык. 4 класс: Методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск, 2015. 72 с.
Методические пособия разработаны в рамках реализации требований ФГОС НОО и адресованы учителям, работающим с учебно-методическим комплектом «Удмурт кыл» в 1-4 классах.
В них представлены цели и задачи обучения родному (удмуртскому) языку в начальной общеобразовательной школе, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса; раскрыты возможности для формирования предметных и универсальных учебных действий. Представлено примерное поурочно-тематическое планирование с указанием тем, количества часов, характеристик видов деятельности учащихся при изучении каждой темы, форм контроля планируемых результатов (стартовый, текущий, промежуточный, итоговый). В конце пособия предложены образцы уроков.
• Эскерон-дунъян ужъёс. Удмурт кыл. 1-тӥ класс: Методикая пособие. (Контрольно-измерительные материалы. Удмуртский язык. 1 класс. Учебно-методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2020. 88 б. (В соавт. с Братухиной А.В., Даниловой О.А., Кузнецовой Л.С., Николаевой А.А.).
• Эскерон-дунъян ужъёс. Удмурт кыл. 2-тӥ класс: Методикая пособие. (Контрольно-измерительные материалы. Удмуртский язык. 2 класс. Учебно-методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2020. 64 б. (В соавт. с Семеновой И.А.).
• Эскерон-дунъян ужъёс. Удмурт кыл. 3-тӥ класс: Методикая пособие. (Контрольно-измерительные материалы. Удмуртский язык. 3 класс. Учебно-методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2020. 72 б. (В соавт. с Семеновой И.А.).
• Эскерон-дунъян ужъёс. Удмурт кыл. 4-тӥ класс: Методикая пособие. (Контрольно-измерительные материалы. Удмуртский язык. 4 класс. Учебно-методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2020. 96 б. (В соавт. с Кузнецовой Л.С.).
Контрольно-измерительные материалы по предметной линии «Родной (удмуртский) язык» для уровня начальной общеобразовательной школы адресованы педагогам и учащимся для проведения стартовой диагностики, текущей и промежуточной аттестации и оценки достижения планируемых результатов учащихся по освоению общеобразовательной программы учебного предмета.
• «Удмурт кыл» но «Литературной лыдӟиськон» предметъёсъя ужъемышъёсты дунъян нормаос. 1-4 классъёслы: учебно-методической пособие. (Нормы оценки планируемых результатов по предметам «Удмуртский язык» и «Литературное чтение». 1-4 классы: Учебно-методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск, 2018. 152 с. (в соавт. с Боталовой Н.П., Тимирзяновой И.Ф.).
Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности в начальной общеобразовательной школе по родному (удмуртскому) языку для учащихся, владеющих и не владеющих удмуртским языком, литературному чтению на родном (удмуртском) языке. В пособии предлагаются различные виды, формы контроля с критериями их оценки, также демонстрационные варианты итоговых работ.
Пособие адресовано учителям начальной школы, преподающим удмуртский язык и литературное чтение, руководителям общеобразовательных учреждений, специалистам Управления образований.
• «Удмурт кыл» но «Удмурт литература» предметъёсъя дышетскон ужъемышъёсты дунъян сӧзнэт. 5-9-тӥ классъёс: Методикая пособие / Огъясь редакторез Ю.Т. Байтерякова (Система оценки образовательных результатов по учебным предметам «Родной (удмуртский) язык» и «Родная (удмуртская) литература». 5-9 классы: Учебно-методическое пособие. На удмуртском языке). Ижевск, 2020. 224 с. (В соавт. с Боталовой Н.П., Бусыгиной Л.В.).
Учебно-методическое пособие содержит методические рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности в основной общеобразовательной школе по удмуртскому языку и литературе для учащихся, владеющих и не владеющих удмуртским языком. В пособии предлагаются различные виды, формы контроля с критериями их оценки, также демонстрационные варианты итоговых работ.
Пособие адресовано учителям основной школы, преподающим удмуртский язык и литературу, руководителям общеобразовательных учреждений, специалистам Управления образований.