Комарова Антонина Михайловна

Кандидат педагогических наук

Почётная грамота Министерства образования и науки Удмуртской Республики (2009 г.)

Почётный работник общего образования РФ (2004 г.)

    Родилась 2 мая 1959 г. в крестьянской семье в д. Рождественское Малопургинского района. В 1974 г., окончив 8 классов Малопургинской средней школы, поступила в Воткинское музыкально-педагогическое училище.
    После его окончания в 1978 г. начала свою трудовую деятельность в Уромской средней школе учителем музыки, позднее работала музыкальным руководителем детского сада № 1 с. Малая Пурга. Без отрыва от работы окончила удмуртское отделение филологического факультета УдГУ. С 1995 г. Комарова А.М. является аспирантом Института национальных проблем образования (г. Москва). В 1998 г. защищает кандидатскую диссертацию на тему: «Методика словарной работы по родному языку с использованием музыкальных средств в удмуртских детских садах».
     1998 - 2014 гг. - 
ведущий научный сотрудник НИИ национального образования Удмуртской Республики. Занималась разработкой научно-методических пособий для национальных дошкольных учреждений нашей республики. Антонина Михайловна является автором ряда учебно-методических и учебных пособий для детей, воспитателей и родителей. Среди них «Музыка в словарной работе», «Сундучок со смекалками», «Музыка зовет играть», УМК «Звуки речи – какие разные они!» и др. 

     Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Удмуртской Республики (2009 г.). Общий стаж работы - 33 года; стаж работы по специальности - 16 лет.


Комарова А.М. Музыка в словарной работе в удмуртских детских садах. Ижевск: Удмуртия, 2001. 112 с.

      В научно-методическом пособии А.М. Комаровой рассматриваются теоретические вопросы создания базы методики развития речи детей в удмуртских дошкольных учреждениях, даётся обоснование возможности использования музыки в словарной работе с детьми. С учётом педагогических условий организации словарной работы, особенностей языка и его восприятия детьми отобран словарь-минимум лексики музыкальной тематики и звукоподражательного пласта лексики, представлена система словарной работы в дошкольном учреждении. Работу над звукоподражательным пластом лексики предлагается строить на основе активного восприятия звуков окружающего мира: вербальных–невербальных, музыкальных–немузыкальных, что создаёт предпосылки для анализа звуковой реальности, переключает внимание детей на осознанное восприятие звуковой материи слов, побуждает к словотворчеству. Целенаправленно организованная работа над звукоподражательным пластом лексики поддерживает интерес детей к звуковой стороне слова, ритмам, рифмам, в значительной мере способствует расширению словаря детей лексикой музыкальной тематики. Но поскольку словарь детей не располагает достаточным количеством тематически значимых слов, то сложно проводить содержательные беседы о музыке. Отобранный словарь музыкальной тематики для активного и пассивного усвоения детьми условно разделен на семь групп. В программах по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста предполагается знакомство с музыкальной культурой, получение элементарных знаний, музыкально-образовательных сведений. В пособии задачи музыкального и речевого развития детей не рассматриваются изолированно. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены. Книга адресована работникам национальных дошкольных учреждений, родителям, преподавателям и студентам дошкольных отделений педвузов и педколледжей. Научно-методической пособиын нылпи садын пиналъёслэсь кылзэс волятон ужпумъёс эскеремын, удмурт пиналъёсты чебер но вольыт вераськыны дышетонлэн инъетэз возьматэмын. Покчи пиналъёслэн аспӧртэмлыко кылшӧдонзы вылэ пыкъяськыса, ӵектэмын кылтӥрлыксэс узырмытон ужрад. Тужгес но бадӟым саклык висъямын котыр вазись куараосты кылзонлы но соосты кылъёс пыр вераны быгатэмзылы. Котыр вазись куараосты кылзон амалэз уже кутыса, нылпи садэ ветлӥсь пиналъёс но быгатозы валаны пышкылон кылъёслэсь пӧрмемзэс, шӧдыны соослэсь тунсыко, чебер, аспӧртэмлыко кылӥськемзэс. Пиналъёслэн вазись куараосты кылыны-шӧдыны быгатэмзы вылэ пыкиськыса, возьматыны луоз верам кылъёслэсь я небыт, я чурыт, я жингрес, я тонгес ваземзэс. Та амал ик крезьгур куараосты кылзыны но соос сярысь малпаськыны, вераны дышетоз. Крезьгур куараосын но та удысэн герӟаськем валатонъёсын кыллюкам сётэмын, кудӥз сизьым туркымъёслы люкемын. Крезьгурез валаны дышетон но кыл волятон ужрадъёс нимаз-нимаз ӧвӧл висъямын, соос ог герӟетын артэ мыно. Книга ӵектэмын нылпи садын ужасьёслы, анай-атайёслы, дышетӥсьёслы но педвузъёсысь, педколледжъёсысь студентъёслы.

Визьлюко шыкыс: Мадиськонъёсын бичет / Авторез-дасясез А.М. Комарова

   Сундучок со смекалками. На удмуртском языке / Автор-составитель А.М. Комарова. Ижевск: Удмуртия, 2005. 144с.: ил.

   Та книгае-шыкысэ визь пырыос – мадиськонъёс люкамын. Пыртэмын тодмо кылбурчиослэн но гожъяны кутскисьёслэн мадиськонъёссы. Соос пӧртэмесь луо кылдытэм дырзыя но, пуштроссыя но, малпаськон ӧрзыя но. Ӵектэмын мадиськонъёсын ӵукшудонъёс, маскаръяськонъёс, занятиосын но урокъёсын уже кутон амалъёс. Мадиськонъёс радъямын тематической принципъя. Книга чакламын нылпи садын ужасьёслы, покчи классъёсын дышетскисьёслы. Сое озьы ик кутыны быгатозы анай-атайес, пиналъёсынызы ӵош дырзэс пайдалыко ортчытон вылысь. В сундучок-книгу собраны крупицы ума – загадки. Наряду с известными поэтами в сборник включены и загадки начинающих авторов. Они разнообразны по тематике, времени их создания, по сложности описания. Предложены методические разработки, конспекты, сценарии, рекомендации по активизации мыслительной деятельности детей. Загадки сгруппированы по тематическому принципу. Книга адресована работникам национальных дошкольных учреждений, педагогам и учащимся начальных классов. Игровые приёмы и загадки помогут организовать домашний досуг.

Комарова А.М. Крезьгур ӧте шудыны: Нылпи садын ужасьёслы юрттэт Музыка зовёт играть. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. На удмуртском языке. Ижевск: Удмуртия, 2006. 40 с.
   Крезьгур куараосын шудонъёс 3-7 аресъем пиналъёслэсь крезьгур борды кыстӥськон мылкыдзэс ӝутозы но та удысын тодон-валанъёс сётозы. Крезьгур куараосын шудонъёс пыр пиналъёслэн куд-ог музыкальной валанъёсын тодматскемзы луоз. Тросэз ӵектэм шудонъёс кылбуръёсын но выжыкылъёсын герӟаськемын.

   Игры с музыкальными звуками помогут детям 3-7 лет раскрыть характеристику звуковых реалий окружающего мира, различать звуки по тембру, темпу, динамике, высоте и давать им словесные описания. Многие игры связаны с поэтическим словом, сказками, героями литературных произведений, что даёт возможность интегрировать музыкальную и речевую деятельность. Пособие рекомендовано дошкольным учреждениям, работающим по программе "Родничок" ("Ошмес син")

Учебно-методический комплект "Вераськон куараос – кыӵе пӧртэмесь соос!"  Комарова А.М. "Вераськон куараос – кыӵе пӧртэмесь соос!": Программа но методической пособие: Нылпи садын ужасьёслы. ("Звуки речи – какие они разные!": Программа и методическое пособие: Для работников дошкольных учреждений. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2008. 136 с.
    Комарова А.М. Ужан тетрадь. Шор группалы (Рабочая тетрадь для средней группы. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2009. 16 с.
   Комарова А.М. Ужан тетрадь. Бадӟым группалы (Рабочая тетрадь для старшей группы. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2009. 24 с.
   Комарова А.М. Ым вера, пель кылэ (Роток-говорок, ушки-услынюшки: Настольная игра. На удмуртском языке). Ижевск: Удмуртия, 2010.
    УМК направлен на развитие фонематического слуха детей в детских садах с родным удмуртским языком общения. Он создан с учетом реальных требований современного обучения детей, потребностей педагогов ДОУ и школ, необходимости сохранения и развития единого образовательного пространства в Удмуртской Республике.
    В УМК «Звуки речи – какие они разные!» вошли следующие компоненты:
    1) Пособие для воспитателей, в котором представлена программа и конспекты занятий. Программа опирается на теоретические положения и педагогическую практику дошкольных учреждений республики.
    В предлагаемых конспектах занятий большое внимание уделяется восприятию стихов, скороговорок, чистоговорок, поскольку именно в них наиболее ярко проявляется игра звуков. Именно стихотворные жанры благодаря своей организации, интересных сочетаний, комбинаций звуков привлекают внимание детей. Дошкольники активно включаются в процесс звуковой игры. Красота звучания, ритмика усиливают эмоционально-положительную сторону восприятия речи.
    Упражнения-физкультминутки просты по структуре, они органично вписываются в сюжет занятия, не нарушая его целостности.
  Чтобы избежать дублирования пройденного материала в дополнительных ресурсах есть игры, задания, которые рефлексируют сведения на принципиально ином речевом более сложном материале. Таким образом, полученные знания, умения служат для решения новых задач.
    2) Рабочие тетради для среднего и старшего дошкольного возраста предназначены для закрепления полученных знаний и развития речевого внимания. Номер занятия в тетради совпадает с номером конспектов занятий в методическом пособии.
    3) Третий компонент – дидактические материалы. Настольно-развивающая игра «Роток-говорок, ушки-услынюшки» («Ым вера, пель кылэ»). Набор специально подобранных иллюстраций, которые в различных вариациях используются практически на каждом занятии, также могут применяться в самостоятельной игре, при выполнении проверочных заданий и диагностике фонематического слуха детей.
    Диагностический материал опубликован в статье «Кыл вера – пель кылэ» научно-методического журнала «Вордскем кыл» («Родное слово», №9, 2010 г.)
    Отличительной особенностью УМК является участие на занятиях кукольных героев Звукарика и Словарика (Куарамон но Веракыл). Уже в именах этих персонажей задана лингвистическая направленность, они информативны. Эти герои создают речевые мыслительные ситуации, они служат дополнительным средством для ориентировки и раскрытия языковых явлений. Игровые и театрализованные действия персонажей дают возможность ребенку услышать, почувствовать и открыть вместе удивительную роль маленьких звуков в словах, в их значениях. Смыслоразличительная функция звуков раскрывается через различные ситуации.

Вы здесь: Home Авторы УМК и НМК Ветераны Комарова Антонина Михайловна